Свежие новости в мире

Затопление мастерской вызвало вдохновение: художница вывела «иероглиф воды»

Катализатором выставки Алены Кирцовой «Водораздел» стало пренеприятное бытовое событие: ее мастерскую на цокольном этаже жилого дома затопило во время сильного ливня. «Вода быстро сошла, работы удалось спасти, но переживание, близкое к библейскому осталось», – вспоминает супруг Кирцовой художник и архитектор Юрий Аввакумов. Это переживание воплотилось в серии холстов, которые только на первый взгляд кажутся абстрактными. Вода на выставке в галерее «Е.К.АртБюро» является в самых разных «амплуа».

Открылась выставка Алены Кирцовой «Водораздел»


Черные непроницаемые потоки. Белая морская пена. Зеленая речная гладь, переливающая перламутром. Вода у Алены Кирцовой очень разная. Художница вглядывается в самую суть стихии, показывая все возможные ее ипостаси. На картинах нет никаких лишних деталей – ни берегов, ни лодок, ни кувшинок, ни людей. Многие художники писали воду – Айвазовский, Моне, Хокни, но их вода была сюжетной, событийной, конкретной. Здесь другой случай. Алена Кирцова обращает внимание зрителя на саму фактуру воды, на ее изменчивость, настроение. Стоя перед этими большими холстами, мы превращаемся в предсказателей, которые видят в водной глади нечто потустороннее, запредельное, потаенное.


Кстати, в некоторых работах и правда есть тайна – чисто технического свойства. Так полотно, где изображена морская пена, и которое, кажется, и правда, бурлит изнутри (живописная поверхность очень фактурная, выпуклая), создано с помощью подплечников от мужских пиджаков. Никакого особого смысла в использовании этого материала для создания объемности живописи не было – художник использовала то, что оказалось под рукой. Но вышло эффектно и загадочно. Автору было важно создать свое видение воды скульптурно – потоки и разливы «уложены» на холст мастихином, что и придает изображению насыщенность и глубину. Мы чувствуем течение – движение рек, морей и океанов.


В экспозицию вошло и несколько старых работ Кирцовой, созданных еще в середине 1980-х, в 1990-х и начале 2000-х. Они отличаются от нового цикла. Художница написала их под впечатлением от поездок на море. Перед нами линии разных контрактных цветов – синие, желтые, зеленые, черные. Вместе они складываются беспредметные и при этом вполне конкретные пейзажи, изображающие Москворецкий мост, Судак или северное море (привязки к месту обозначены в названиях картин). В этой серии чувствуется связь с теоретической работой знаменитого художника Михаила Матюшина «Справочник по цвету», которая была издана в 1932 году. Альбом создавался как методическое пособие, где наглядно показаны цветовые гармонии. Исследование раскрывает психофизиологические факторы восприятия цвета человеком в различных условиях. Эту науку Кирцова усвоила и воплотила в живописном цикле. 


И старый, и новый цикл оказывают на зрителя медитативный эффект. В эту воду хочется подолгу вглядываться. Купаться в мистической природе стихии. Обнаруживать в ней архаическое начало. И находить в ней отражение своего «Я». Не случайно одна из работ (в отличии от других совсем небольшая) представляет собой зеркало, наполовину засыпанное песком.


Вода у Кирцовой звучит. В этом смысле о работе художницы хорошо сказал ее главный вдохновитель и критик – супруг Юрий Аввакумов: «Минимализм и абстракцию у Кирцовой можно, как в музыке Эрика Сати найти во фрактальности изображения, в подобии и повторяемости нот-мазков мастихина, из которых складывается картина. Если присмотреться, то в каждой фактурной картине художника есть свой красочный модуль, своего рода иероглиф воды, из которого как пазл складывается общее изображение».

Источник

 Любые Услуги! Работа и Заработок.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

два × четыре =